Выбираем велосипед б/у

Из-за высоких цен на новые фирменные велосипеды профессиональные райдеры и новички в мире велоспорта частенько обращают внимание на бюджетные велосипеды бывшие в употреблении. Но покупать свой первый б/у велосипед нужно правильно, чтобы избежать возможных скрытых поломок и дефектов. В данной статье мы подробно расскажем как же правильно выбрать подержанный велосипед в хорошем состоянии и на что следует обращать внимание при покупке.

Проверка б/у велосипеда перед покупкой

Если вы решили купить себе не новый велосипед, а б/у, и только начали его присматривать через всевозможные сайты для объявлений, то Вам необходимо сразу отбросить неподходящие варианты, о которых мы и поговорим ниже. Далее мы рассмотрим порядок действий при покупке б/у велосипеда через интернет.

  1. Первым необходимо обратить внимание на цену. Бывает, что цена нереально занижена. Это может свидетельствовать о том, что велосипед был украден или обладает каким либо скрытым дефектом. Хотя и бывают редкие исключения, когда прежний хозяин велосипеда просто очень торопиться его продать. Но все же слишком заниженная цена должна как минимум насторожить, и является основанием для более серьезной проверки. Для того чтобы узнать актуальную цену на конкретную модель велосипеда, просто вбейте в поиск на том же сайте данную фирму производителя и модель по разным регионам страны и сравните среднюю цену с той, которую Вам предлагает продавец.

  2. Обратите внимание на дату добавления объявления о продаже велосипеда. Как показывает практика хорошие велосипеды с оптимальной ценой никогда не «залеживаются». И если объявление «висит» на сайте больше 2 – 3-х недель, скорее всего велосипед обладает серьезными дефектами и неполадками (ну или цена нереально завышена).
  3. Даже если понравившийся Вам байк не подходит под два предыдущих пункта необходимо проделать следующее действие в обязательном порядке. Очень часто могут продаваться велосипеды, которые были угнаны. Чтобы не попасться на уловку злоумышленников, перед покупкой б/у велосипеда через интернет или лично следует связаться с продавцом и попросить у него номер рамы. Далее через специализированные сайты проверяем не было ли заявлений об угоне данного байка. Так же рекомендуется просмотреть велогруппы в социальных сетях того региона или города в котором продается данный велосипед.
  4. Если владелец не указал ростовку велосипеда, то перед тем как приступить к осмотру, следует узнать у него размер рамы. Если размер Вам не подходит, то дальнейшие действия не нужны. Ведь кататься на неподходящем по росту велосипеде будет проблематично. Ниже мы приведем таблицу соответствия роста и размера рам. Так как размеры для MTB, шоссейных, двухподвесов или BMX отличаются, то и таблицы будут соответствующие.

Ростовка для горных, городских и гибридных велосипедов

Ростовка городской горный гибридный

 

Ростовка для шоссейных велосипедов

Ростовка для шоссеров

 

Ростовка для двухподвесов

Ростовка для двухподвесов

 

Ростовка для BMX

Ростовка для BMX

 

Совет по выбору б/у велосипеда в интернете и не только

Как писалось выше, хорошие и недорогие велосипеды разбирают практически через несколько дней (бывает и часов). Поэтому если Вы задумываетесь о покупке, но еще не нашли себе подходящего «железного коня», то советуем как можно чаще просматривать новые объявления о продаже велосипеда в Вашем городе или ближайших населенных пунктах.

Поспрашивайте у своих друзей и знакомых, может кто-то из них продает свой велосипед. Это хорошо по двум причинам. Вы можете рассчитывать на честность при описании неполадок байка, а во-вторых есть возможность получить неплохую скидку.

На что следует обращать внимание при осмотре б/у велосипеда перед покупкой

  • Рама

Любой тип рамы будь она алюминиевая, стальная или карбоновая имеют свойства ломаться, трескаться и деформироваться. Первым делом проверяем ее и обращаем на места, которые более всего подвержены деформации и разрывам: сочленение нижней трубы и рулевого стакана, места крепления перьев к верху и низу вертикальной трубы и другие места. После проверки ключевых узлов осматриваем остальные участки рамы велосипеда. Так же обратите внимание на оригинальность лакокрасочного покрытия. Если рама велосипеда перекрашивалась, то есть вероятность скрытия следов трещин, а так же возможно, что велосипед был украден. Это не аксиома, но все может быть.

Рама с местами возможных деффектов (2)

Далее проверяем, не погнута ли рама относительно продольной оси. Для этого становимся сзади велосипеда и смотрим соосность переднего и заднего колеса. Они должны быть друг за другом. Это можно так же проверить, намочив их и проехав по сухому асфальту. Следы должны идти след в след.

Колеса идут след в след

Если в результате осмотра были обнаружены вышеперечисленные дефекты рамы б/у велосипеда, его покупать категорически не рекомендуется. Большинство таких изъянов не подлежат устранению.

  • Обода

Дефекты обода не так страшны, как сломанная рама, но все же на их состояние так же обращайте внимание. Ведь найдя любую неисправность можно требовать снижения цены велосипеда. Обод может иметь четыре разновидности дефектов:

  1. Восьмерка. Восьмерка – это деформация обода, которая представляет собой волнистую изогнутость обода относительно продольной оси
  2. Яйцо. Это деформация при которой обод становиться эллиптической формы
  3. Зонтик. Обод смещается в сторону относительно втулки.
  4. Трещины, и гнутости

Если на велосипеде установлены ободные тормоза, то дополнительно обратите внимание, не протерт ли обод.

Для того, чтобы определить восьмерку на колесе, встаньте над ним сверху и крутните. Вы увидите, как изменяется расстояние между покрышкой и перьями рамы или передней вилкой (если колесо переднее). Чем больше восьмерка, тем меньше шансов на ее исправление. Иногда это просто не возможно и Вам придётся менять обод.

Восьмерка

Определить наличие эллипса немного сложнее, для этого придётся снимать покрышку (дабы исключить ее неровности) и, приложив линейку, кредитку или другую подобную вещь к нижним перьям или вилке велосипеда, прокрутить колесо. Если расстояние меняется, то яйцо на данном ободе имеется. Для заднего колеса есть более простой способ. Переворачиваем велосипед седлом вниз и раскручиваем педалями заднее колесо. Чем меньше эллиптичность обода, тем, соответственно, меньше будет вибрация при его вращении. Но я не думаю, что при покупке Вы будете заморачиваться с этим. Достаточно будет покрутить колеса, и на глаз определить наличия восьмерки и яйца. Скорее всего, на б/у велосипеде они будут присутствовать, но обращайте внимание, чтобы они были не слишком большими.

Так же обода могут быть треснутыми, с отогнутым от удара бортом, с вырванными креплениями спиц и т.д. От покупки б/у велосипеда с такими дефектами обода лучше отказаться, если только продавец Вам не предложит хорошую скидку, а у Вас в запасе завалялось два лишних колеса.

Повреждение обода от удара Повреждение обода

  • Втулки

При покупке б/у велосипеда следует обратить внимание на переднюю и заднюю втулки. Чтобы определить их состояние в «полевых» условиях Вам следует крутнуть колесо, и прислушаться к звукам, издаваемыми втулкой. Не должно быть скрежета, хруста скрипа и других подобных звуков. Если они есть, то это значит, что как минимум во втулке отсутствует смазка ну или подшипники пришли в негодность. Так же колесо должно вращаться легко и достаточно долго. Проверьте, чтобы ось не шаталась во втулке. Для этого придерживая велосипед, пошатайте колесо из стороны в сторону.

  • Шатун

Так же как и втулки не должен издавать посторонних звуков при вращении. Относительно частой поломкой является выход из строя подшипников шатуна, что проявляется люфтом. Этот дефект можно обнаружить надавливая на правую и левую педаль поочередно. Дополнительно следует осмотреть все компоненты на наличие трещин. Заодно проверьте, как вращаются педали. Хотя это и не особо критичная деталь, но при покупке б/у велосипеда каждая мелочь поможет сбить цену.

  • Трансмиссия

Очень важным узлом, который следует проверить перед покупкой подержанного велосипеда, является трансмиссия, а именно: передний и задний переключатели, манетки и тросики. Начнем по порядку.

Задний переключатель. Очень сложно визуально оценить работоспособность заднего переключателя, но кое-что мы увидеть сможем. Первое на что следует обратить внимание – не погнута ли лапка или петух. Становимся сзади велосипеда и смотрим, чтобы лапка была перпендикулярна земле и параллельна звездам кассеты.

Погнуты петух и рамка

Ровный петух и рамка переключателяВторое – смотрим на сколько съедены звезды задней перекидки. Для сравнения ниже будет выложена картинка.

Изношенные ролики и новые

Передний переключатель. Проверяем целостность рамки. В основном рамки передних переключателей идут не разборными, а клепанными. Исключением являются переключатели фирмы SRAM (они разборные для более удобного демонтажа цепи). Ну, так вот, эта рамка должна быть жесткой без люфтов. На ней не должно быть следов от ударов. Второе смотрим, что бы она была параллельна передним звездам и цепи. Если эти условия не будут соблюдены, то о четком переключении можно забыть.

Рамка параллельна цепи

Тросики. Просматриваем тросики по всей протяженности. На них должны отсутствовать следы ржавчины. Тросик не должен лохматиться и иметь надрывов волокон. Они должны быть в идеальном состоянии, в противном случае подлежат замене.

Дефект тросика

Манетки переключателей скоростей. Из-за большой разновидности монеток единый принцип проверки сводится к визуальному осмотру и определению наличия люфтов там, где их не должно быть.

  • Тормоза

На современных велосипедах используется три самых популярных типов тормозов: Vbrake, дисковые (механика), дисковые (гидравлика). Если на покупаемом Вами велосипеде установлены Vbrake, то осматриваем тросики (по тому же принципу, как и тросики трансмиссии), а так же тормозные колодки. Если они сильно изношены, то можно в очередной раз скинуть пару копеечек с общей цены велосипеда. На дисковой механике обращаем наше внимание на тросики, а так же на ротор тормозной системы. Проверить изношенность тормозных колодок без снятия колеса не получится. На дисковых гидравлических тормозах проверяем все тоже, что и на механике, но вместо тросиков (которых нет) внимание уделяем гидролинии и всем ее местам присоединения. Не должно быть никаких утечек тормозной жидкости.

Тормозные ручки у всех типов велосипедных тормозов должны иметь минимальный поперечный люфт, а у гидравлических не должны проваливаться при нажатии (это говорит о завоздушивании линии).

  • Передняя вилка

Передняя амортизационная вилка б/у велосипеда подлежит тщательной проверки, т.к. новая, в случае ее неисправности, может обойтись в кругленькую сумму. Передние амортизаторы велосипедов бывает нескольких типов:

Пружинная. Приобретение б/у велосипеда с такой вилкой не рекомендуется, т.к. подобные амортизаторы используются на «Ашан-байках» китайского производства и на отечественных самых дешевых моделях.

Пружинно-эластомерная. Данная вилка довольно стойкая к износу и обычно сохраняет свою работоспособность довольно долго. Основные моменты, которые следует проверить – это сальники, которые могут быть стертыми и не выполнять своих функций, а так же возможные люфты. Как определить изношенные сальники? Если наблюдается большое количество смазки на «ногах» и «штанах», значит сальники подлежат замене (исключением является новая или отревизированная вилка в начале эксплуатации, где через сальники в обильных количествах удаляется лишняя смазка).

Сальники вилки

Наличие люфтов проверяется довольно просто. Зажимаем передний тормоз и толкаем велосипед вперед-назад. «Ноги» вилки не должны очень сильно ходить в «штанах» относительно поперечной оси. Другими словами единственным естественным направлением движения вилки должно быть вниз, а не как из стороны в сторону. Так же нажимая на руль, проверяем плавность хода вилки. Он не должен быть рывками и сопровождаться какими-либо посторонними звуками. Отскок должен происходить без задержек. Если на вилке присутствует локаут (блокировка хода вилки) то проверяем и его работу.

Воздушные. Хотя эта разновидность амортизационных вилок справляется со своими непосредственными обязанностями лучше, чем ее предшественники, но вот хорошей надёжностью она не славится. Главный дефект обычно заключается в том, что со временем данный тип амортизатора перестает держать необходимое давление воздуха, и чем старее вилка, тем быстрее она стравливает воздух. Печаль беда в том, что если Вы покупаете подержанный велосипед не у своего знакомого, а у случайного продавца, то вряд ли у Вас получится проверить как долго вилка держит давление. Все остальные проверки аналогичны пружинно-эластомерным вилкам.

Масляно-воздушные, масляно-пружинные. Очень дорогие вилки, и довольно надежные. Проверяются аналогично предыдущим.

  • Прочие компоненты

Выше мы перечислили основные компоненты, которые рекомендуется проверить при покупке подержанного велосипеда. Далее рассмотрим оборудование, которое не менее важно, но о котором много не расскажешь. Проверяем ровный ли подседельный штырь. Если нет, то вы не сможете регулировать высоту седла ниже места изгиба. Так же проверяем на изгиб и трещины трубу руля, а так же состояние выноса.

Согнутый подседельный штырь

 

Проверка велосипеда при езде

После того как вы визуально оценили состояние подержанного железного коня, в обязательном порядке следует на нем прокатиться. Ниже мы рассмотрим, на что обращать внимание при езде на б/у велосипеде.

Найдите ровный участок асфальтированной дороги, разгонитесь, и, не вращая педали, прислушайтесь, нет ли посторонних звуков. Далее начните вращать педали и определите, не исходят ли скрипы и трески из каретки. Проверьте, как работают тормоза. Будьте осторожны при торможении передним тормозом на шлаке и песке. Если колесо застопориться, то это может привести к падению. Затем встаньте с седла и, немного наклоняясь на руль, проверьте работу передней вилки. Она должна себя вести так же, как и на предварительном осмотре. После того как Вы проверили все вышеперечисленное (хотя последовательность проверки не играет роли) приступаем к тестированию переключателей скоростей (на примере системы 3х8). Даже если Вы проверили их до этого, нужно произвести повторный тест под нагрузкой.

Проверим работу заднего переключателя. Переключаемся в положение 1х1 и проверяем переключение 1х1 – 1х4 и обратно. Далее переключаем в положение 2х5 и проверяем переключение 2х2 – 2х6 (в обоих направлениях). Проводим ту же операция на 3х4 – 3х8. На данных диапазонах переключение вверх и вниз должно быть четким без задержек, треска, трения цепи об рамку переднего переключателя. Передняя перекидка проверяется выставлением цепи в положение 2х5 и, не меняя звездочку сзади, переключаем передний 1х5, 2х5, 3х5, и обратно. Переключение так же должно быть четким.

Если переключатели работают плохо, это может указывать на две причины: плохая настройка или поломка. Определить это очень сложно, поэтому рисковать не стоит. Попросите продавца отрегулировать переключение передач и проверьте их повторно, например, на следующий день.

Заключение

Выбирая б/у велосипед, не следует торопиться с покупкой первого попавшегося. В противном случае это может привести к дополнительным затратам на замену изношенных или поломанных узлов и компонентов. Тщательно проверьте все вышеперечисленное, покупая подержанный вел. Ну и по возможности лучше его приобрести у хорошего знакомого или друга. Удачи Вам при выборе двухколесного друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =